События в Мали, где началась вооруженная интервенция Франции, вмешавшейся в гражданскую войну в этой стране, привлекли к себе внимание всего мира. Они спровоцировали и кризис с заложниками в Алжире. Как будет развиваться ситуация? Каковы корни конфликта? Об этом рассуждает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов:
– Действительно, ситуация в Мали обострилась. Это произошло в результате целого ряда факторов. Территория Мали была захвачена группировками, состоящими из племен туарегов и радикальных групп. Туареги давно уже хотели создать свое независимое государство. Напомню, что туареги – это мусульманские берберские племена, которые проживают в ряде североафриканских стран.
В колониальные времена туареги оказались включенными в состав Французской Западной Африки. В отличие от многих других народов, туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в Нигере смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французские колонизаторы управляли ими через племенных лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.
В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970 – 1980-х гг. привели к открытому вооруженному сопротивлению в Нигере, Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад. В 2012 году туареги подняли восстание в Мали. Уже в начале апреля они контролировали значительную часть севера страны. Перед этим в Ливии был свергнут режим Каддафи, который, как известно, выступал против радикального исламизма. И в результате радикальные исламистские группировки получили возможность вооружаться за счет доступа к оказавшемуся бесконтрольным ливийскому оружию. Сложился союз туарегов, которые хотели создать свое независимое государство, и радикальных исламистов, сумевших захватить лидерство. Это привело к тому, что часть территории Мали, на которой проживают туареги, оказалась захвачена группировками, где главную роль играют радикальные исламисты.
В этой ситуации Франция решила вмешаться, поскольку если бы не было военной интервенции, то вполне возможно, что туареги захватили бы столицу Бамако и провозгласили Мали исламским государством с законами шариата. Я напомню, что 90 % населения Мали исповедует ислам. Но вмешательство спровоцировало дальнейшее обострение ситуации. Радикальные исламисты заявили, что отомстят Франции за вмешательство. Произошел захват заложников на территории Алжира, который граничит и с Ливией, и с Мали. В числе заложников оказались граждане целого ряда западных государств: США, Британии, Франции, Норвегии. Это обстоятельство делает возможным вмешательство этих государств и в целом НАТО в конфликт в Мали. Французские военные операции против группировок исламистов могут продлиться достаточно долго, поскольку это вооруженная борьба в пустыне, которая не предполагает быстрого завершения.
Захват заложников был осуществлен радикальной группировкой Аль-Каида. Напомню, что Франция и НАТО выступили против Каддафи, тем самым, поддерживая радикальные группировки. Ситуация, которая возникла сейчас в Мали и в целом в регионе, является следствием той политики, которую Запад проводил в отношении конфликта в Ливии. И вот эта недальновидная политика, которая предполагала только конкретную цель – свержение режима Каддафи, и не прогнозировала дальнейшего распространения радикального исламизма в регионе, явилась фактором, который привел к кризису в Мали.
Безусловно, Запад попытается остановить распространение исламского радикализма в Мали и в Северной Африке в целом. Напомню, что Мали – это государство, которое располагает богатыми природными ресурсами – ураном и золотом. Запад будет стараться удерживать эту страну в статусе союзника. Но борьба с радикальным исламизмом достаточно сложна. Ведь Запад одновременно поддерживает радикальные исламистские группировки в таких странах, как Ливия, Сирия. Во внутреннем конфликте в Сирии главную роль играют радикальные исламисты, которые воют против правительства, а Запад им, по сути, помогает. Но в случае с Мали Запад, наоборот, противодействует их попыткам захватить власть.
Такая вот двойственная политика – поддержка радикальных исламистских движений в одних регионах и борьба против них в других. Пока Запад не определится, как вести себя по отношению к радикальному исламизму, непонятная ситуация будет продолжаться.
В Мали же на наших глазах происходит распад государства. Когда это в интересах Запада, он способствует распаду, если это не в его интересах, то он либо нейтрален, либо помогает тем силам, которые не хотят распада. Мы видим, что в Мали Париж пытается остановить раскол страны.
Источник: novopol.ru
|